Category: история

Category was added automatically. Read all entries about "история".

я2

Церковные сети для "Паука": охота на Солженицына

Выдержки из плана агентурно-оперативных мероприятий по разработке «Паука», участников журнала «Континент» и их связей.
План разработан на 1975 год 5 Управлением, ПГУ и ВГУ КГБ и утвержден начальниками этих Управлений Крючковым, Григоренкой, Бобковым.
В целях локализации враждебной деятельности «Паука» и других участников журнала «Континент» и их связей в СССР и других социалистических странах разработку вести в следующих направлениях:

Решение перечисленных задач осуществляется путем создания агентурных позиций, используя возможности ПГУ и ВГУ КГБ и соответствующих оперативных подразделений КГБ.
В этих целях осуществить:…
2) … продвинуть на Запад материалы о «Пауке», раскрывающие факт его сотрудничества с органами государственной безопасности в качестве агента, по сообщениям которого был необоснованно репрессирован ряд лиц из его окружения
4) В Берне, Швейцария в «Карловацкой» церкви служит невозвращенец, бывший агент КГБ Эстонской ССР «Ильин». Учитывая тесный контакт «Паука» в настоящее время с представителями «Карловацкой» церкви в Швейцарии разработать совместно ПГУ КГБ и КГБ Эстонской ССР мероприятия по восстановлению связи с «Ильиным» и использования его в разработке «Паука». В случае отказа «Ильина» от сотрудничества осуществить его компрометацию перед «Пауком» и швейцарскими властями как агента органов КГБ, по материалам которого в СССР осуждены верующие.
5) В Женеву, в Представительство Русской Православной церкви при Всемирном Совете Церквей направляются агенты 5 Управления КГБ «Вислер» и «Ремарк», передать агентов на связь резидентуре ПГУ КГБ в Женеве для использования в разработке «Паука» и его единомышленников через возможности церкви.
«Ильин» - Владимир Адрианович Игнасте (при рождении Игнатьев[1]; 27 июля 1926, Таллин — 9 сентября 2010, Ольтен) — митрофорный протоиерей Русской православной церкви заграницей, настоятель Свято-Троицкого храма в Берне.
Биография
Родился 27 июля 1926 года в Эстонии. С ранних лет воспитывался в церковной среде. Как впоследствии вспоминал, в детстве он даже играл, подражая богослужению[2]. Окончил Таллинскую гимназию[1].
19 октября 1947 года епископом Таллинским и Эстонским Исидором был рукоположен во диакона, а 25 июля следующего года — во священника[2].
Проходил служение в Таллине, сначала в церкви Рождества Пресвятой Богородицы (Казанской), а затем — в течение многих лет — в кафедральном Александро-Невском соборе. Много духовных наставлений получил от протоиерея Михаила Ридигера, с которым в эти годы тесно общался[3].
18 июля 1967 года решением Священного Синода был назначен секретарём представительства Русской Православной Церкви при Всемирном совете церквей[4]. В том же году приехал в Швейцарию с делегацией из СССР[2].
Находясь в Швейцарии, перешёл в юрисдикцию Русской Православной Церкови Заграницей. 3 марта 1968 года попросил у властей Швейцарии политического убежища[5].
В 1969 году был определён настоятелем Свято-Троицкого прихода в Берне, вместо ушедшего на покой архимандрита Петра (Проскурникова). Настоятельствовал в этом храм до своей кончины. Ему также приходилось какое то время окормлять остававшиеся на некоторое время без священника храмы в Лозанне, Веве и Базеле[2].
За долгое время служения в Церкви был награждён многими церковными наградами, в том числе митрой.
В 2008 году отмечалось его 60-летие служения в священном сане, в связи с чем 2 ноября 2008 года он был награждён правом служения Божественной литургии с открытыми Царскими вратами до возгласа «Святая Святым»[2]. В 2009 году отмечалось 40-летие его служения настоятелем в Берне[3].
Скончался 9 сентября 2010 года в Ольтене, будучи старейшим клириком Западно-Европейской епархии Русской Зарубежной Церкви[6].

«Ремарк», если не ошибаюсь

Архиепи́скоп Ло́нгин (в миру Ю́рий Влади́мирович Талы́пин, фин. Yrjö Talypin; 17 февраля 1946, Хельсинки, Финляндия — 25 августа 2014, Дюссельдорф, Германия) — епископ Русской православной церкви; архиепископ Клинский, викарий Патриарха Московского и всея Руси (1992—2014)[1]; Представитель Московского Патриархата в Германии (1995—2014).

Тезоименитство — 16 (29) октября (преподобного Лонгина, вратаря Печерского).


Биография
Родился 17 февраля 1946 года в Хельсинки, в Финляндии, в семье русских эмигрантов. В возрасте 10 лет начал алтарничать в Успенском кафедральном соборе в Хельсинки.

Окончил гимназию в Хельсинки и в 1962 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию на заочное отделение.

С 1966 по 1968 годы работал экономистом в Хельсинки, а с 1968 по 1969 годы — переводчиком в Японском посольстве в Хельсинки.

В 1969 году поступил в Ленинградскую духовную академию, где 11 апреля 1969 года был пострижен в монашество с именем Лонгин, а 13 апреля хиротонисан в сан иеродиакона. 18 мая 1969 года состоялась его рукоположением во иеромонаха.

В 1974 году, окончив Ленинградскую духовную академию, был назначен профессорским стипендиатом, однако состояние здоровья и положение дел в приходе в Хельсинки не дало ему возможности заниматься дальше богословскими исследованиями.

В 1978 году приходским собранием избран настоятелем Покровского Патриаршего прихода города Хельсинки и утверждён в этой должности митрополитом Никодимом с возведением в сан игумена.

16 ноября 1979 года назначен настоятелем Покровского русского прихода в Дюссельдорфе, а 3 декабря в Новодевичьем монастыре возведён в достоинство архимандрита.

С 1979 по 1981 год обучался в Институте восточных церквей в Регенсбурге.

Епископское служение
6 октября 1981 году решением Священного Синода определён быть епископом Дюссельдорфским.

11 октября 1981 года хиротонисан во епископа Дюссельдорфского. Хиротонию совершили митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев) и Германский Августин (Лабардакис) (Константинопольский Патриархат), архиепископ Берлинский Мелхиседек (Лебедев) и архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин), епископ Западно-Европейский Лаврентий (Трифунович) (Сербский Патриархат) и епископ Уфимский и Стерлитамакский Анатолий (Кузнецов).

Принимал участие в работе Всемирного Совета Церквей.

10 марта 1989 года возведён в сан архиепископа.

1 октября 1990 года вошёл в состав Синодальной комиссии по возрождению религиозно-нравственного воспитания и благотворительности.

23 декабря 1992 года в связи с упразднением Дюссельдорфской епархии назначен архиепископом Клинским, викарием Московской епархии, а 22 февраля 1995 года назначен главой новообразованного Представительства Русской Православной Церкви в Германии.

С 1997 года являлся членом Президиума Конференции европейских церквей[2], а с 1999 по 2002 годы — представителем Московского Патриархата при Европейском Союзе в Брюсселе.

В июня 2008 года не прибыл на Архиерейский собор Русской православной церкви по болезни[3]

С января 2014 года проходил лечение в связи с онкологическим заболеванием. Скончался утром 25 августа 2014 года в Дюссельдорфе[4].

Отпевание, совершённое митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым), архиепископом Берлинским и Германским Феофаном (Галинским) и епископом Лефкийским Евмением (Тамиолакисом) состоялось 28 августа в католической церкви святого Себастьяна в Бонне (район Поппэлсдорф[de]), а погребение на кладбище Neuer Friedhof (район Иппэндорф[de]).
я2

Бурная монашеская жизнь. Наш Джеймс Бонд.

Иосиф (Пустоутов)
«Есауленко» - Пустоутов Александр Петрович, 1944. г.р. с высшим светским и церковным образованием, иеромонах. Мать его – врач. Агент КГБ, завербован в 1970 году. Был в командировках в Нидерландах, ФРГ, Италии, Франции. С 1976 года постоянный представитель Московской патриархии РПЦ при штаб-квартире Христианской мирной конференции в Праге. В целях повышения авторитета агента в кругах ХМК и религиозной общественности резидентура устраивала приглашение ему на приемы в посольстве, у советского посла в ЧССР. «Есауленко» на связи у сотрудника резидентуры Александрова. Александров – Медведев Евгений Васильевич, прикрыт должностью секретаря посольства в Праге.
***
Рукоположен 30 апреля 1972 года митрополитом Ленинградским Никодимом.
3 августа 1979 года назначен заведующим аспирантурой при Московской духовной академии.
В 1978–1985 гг. - настоятель Благовещенского храма в Братовщине Московской епархии.
Проходил служение в должности настоятеля Воскресенского храма в Рабате, Марокко 23 марта 1987 — 1 октября 1990.
Постановлением Св. Синода от 28.12.1999 г. освобожден от должности представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в связи с окончанием срока командировки и направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.
6 октября 2001 г. Постановлением Св. Синода направлен для служения в Берлинскую епархию.
Благочинный Западного округа Берлинской Епархии, с 28 апреля 2003 г. - настоятель прихода во имя Сорока мучеников Севастийских.в Трире.
Настоятель прихода в Ахене.
***
Священник о. Глеб Павлович Якунин (1934 г.р.) стал известен своим письмом Московскому патриарху Алексию о положении в русской православной церкви, написанным в 1965 г. в соавторстве со священником Николаем Эшлиманом. С этого времени началась активная правозащитная деятельность о. Глеба, которая привела к созданию в 1976 г. Христианского комитета защиты прав верующих.
За правозащитную деятельность о. Глеб Якунин был отстранен от священнического служения.
1 ноября 1979 г. о. Глеб был арестован по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде (ст. 70 УК РСФСР).
Дело о. Глеба слушалось в Мосгорсуде с 25 августа по 28 августа 1980 г. Председательствовала судья Лубенцова. Прокурор - Скаредов. Адвокат - Попов.
Формально заседание суда было открытым, но в зал кроме жены о. Глеба никто из родных и близких допущен не был.
Обвинительное заключение содержало большое количество писем и обращений, написанных о. Глебом, и документы Христианского комитета защиты прав верующих.
В судебном разбирательстве о. Глебу в основном инкриминировались его письма-обращения к португальским христианам и Всемирному Конгрессу Церквей в Найроби. Однако инкриминируемые о. Глебу документы в суде не оглашались и судом не исследовались.
В качестве свидетелей на суд были доставлены член Христианского комитета защиты прав верующих Виктор Капитанчук, Лев Регельсон - соавтор многих документов о. Глеба (оба содержатся в тюрьме КГБ Лефортово), Виктор Попков, участник Христианского молодежного семинара, осужденный в 1979 г.
Среди свидетелей были не раз представлявшие Русскую православную церковь за границей, в частности, в Найроби, профессор Московской Духовной Академии Осипов и зав. аспирантурой при отделе внешних сношений Московской Патриархии Пустоутов.
Оба эти свидетеля подчеркнули, что письмо о. Глеба к Конгрессу сильно подорвало престиж Русской церкви и затруднило работу советской делегации в Найроби.
О. Глеб себя виновным не признал. В своем последнем слове он сказал, что исполнял свой пастырский и человеческий долг, что у суда он ничего не просит и что благодарит Бога за посланные ему испытания.
Суд приговорил о. Глеба Якунина к 5 годам лагерей строгого режима и к 5 годам ссылки.
***
В 95-м Александр получил назначение в Дамаск на должность секретаря нашего тамошнего церковного представительства. Его начальником был архимандрит Иосиф (Пустоутов). В патриархии известно героическое прошлое святого отца: в 80-е, в Марокко, он изнасиловал сына сотрудника советского посольства. Иосифа в двадцать четыре часа выслали из страны, но из церкви не выгнали. Батюшка к Саше не приставал. Но ему так хотелось, чтобы все завидовали его личной жизни...

- Он звонил в Москву и говорил: «Саша - моя радость, я купил ему шортики». Может быть, он хотел оказать мне услугу?

Услуга оказалась медвежьей. Однажды «радость в шортиках» перевели в Париж - секретарем к епископу Корсунскому Гурию. И у того не было и тени сомнения, что Сологуб - гомосексуалист.
***
«Загорский след» - подозреваемые в убийстве священника оговорили себя. Почему?
С 14 сентября 1990 года органы МВД и Прокуратуры сконцентрировали основное внимание на задержанном загорской милицией Бобкове Геннадии Анатольевиче, 1953 года рождения, без определенных занятий, проживающем на одной улице с А.Менем. Бобков дал признательные показания в совершении убийства священника А.Меня. Он назвал сообщником своего собутыльника Силаева Николая Алексеевича, 1955 года рождения, а организаторами преступления сотрудника Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии архимандрита Иосифа (в миру Пустоутов Александр Петрович, 1944 года рождения) и некоего Михаила Петровича, как удалось установить, Рогачева Михаила Петровича, 1942 года рождения, ранее работавшего старостой церкви в поселке Удельная Московской области.
Проведенный анализ полученных в процессе расследования материалов, а также добытая оперативным путем информация показали, что причастность Бобкова Г.А., Силаева Н.А., Пустоутова А.П. и Рогачева М.П. к данному преступлению целенаправленно фальсифицирована.
В ходе проведения психической проверки по методике контактного полиграфа данных свидетельств о непосредственном участии Бобкова Г.А. в убийстве А.Меня, не получено. Бобков Г.А. не имел каких-либо преступных контактов с Пустоутовым А.П. (по данным результатам была проинформирована оперативно-следственная бригада МВД и Прокуратуры, что позволило окончательно снять обвинение с Бобкова Г.А., Пустоутова А.П. и др.).
Наиболее вероятной причиной, заставившей Бобкова Г.А. взять на себя вину за убийство А.Меня, является оказание на него психологического и физического воздействия со стороны одного из сотрудников милиции. Данный вывод специалистов КГБ РСФСР подтверждается полученными оперативными данными. Соответствующая информация направлена в МВД РСФСР и Прокуратуру СССР.
Установить конкретное лицо, заставившее Бобкова Г.А. рассказать о причастности Пустоутова А.П. к убийству А.Меня, по результатам проверки на полиграфе не представилось возможным.
я2

Ослабить умственное напряжение и заняться богословием!

Варсонофий (в миру Салямин Ш.Т. - возможно псевдоним "ДОН". В действительности - Хайбулин Борис Хайдарович) – иеромонах. В студенческие годы был осужден к заключению, наказание отбывал в Дубравном лагере. Там он подпал под влияние церковников и это предопределило его жизненный выбор. Закончил духовную семинарию, поступил в Духовную академию. В период обучения в богословском заведении Салямин склонял свои связи к конфликтам с иерархами РПЦ, распространял материалы антисоветски настроенных религиозных авторитетов. По требованию КГБ Салямин из духовной академии был отчислен и послан на дьяконскую службу в епархию. Но и там он продолжал поддерживать связи с враждебными лицами, готовил и рецензировал материалы для нелегально издававшегося журнала «Вече». Редактором журнала был Осипов, осужден в 1975 г. на 8 лет ИТЛ. Беседы оперативного работника КГБ с Саляминым, воздействие через агентов изменить свое поведение никак на него не подействовали и, скорее, наоборот, заставили его расширить свою активность, стал отсылать за границу документы о положении церкви и верующих в Советском Союзе. Он и два его единомышленника созадали Христианский комитет защиты прав верующих в СССР, направили Генеральному прокурору СССР заявление-жалобу о нарушении прав человека и незаконных преследованиях верующих в СССР. КГБ снова провел с ним профилактическую беседу, но и она результата положительного не принесла. Во время работы конференции Религиозные деятели за мир, разоружение и справедливое отношение между народами Салямин и другие члены Христианского комитета составили, подписали и направили в ее адрес Обращение о тяжелом положении религии в Советском Союзе. Давление на Салямина оказывалось через представителей местных властей, отдела по делам религий, членов епархиального совета, агентов. При содействии агента «Галкина» Варсонофий послан для служения в храм, настоятелем которого было опытный агент КГБ «Волжский». Через «Волжского» к Варсонофию подведен агент «Булкин», врач-психиатр по специальности. Войдя в доверие к Варсонофию, Булкин обращал внимание Варсонофия на имеющееся у того заболевание нервной системы, рекомендовал ему ослабить умственное напряжение и чтобы не прогрессировать заболевание ограничиться только богословскими занятиями. Через Булкина КГБ склонял Варсонофия отказаться от политической активности и сосредоточиться на исследовательской работе в области богословия, используя материалы областного архива. В архиве к Варсонофию подведен агент «Сперанский», который, выполняя задания КГБ, отвлекал Варсонофия от навязчивой идеи стать выразителем чаяний верующих в Советском Союзе. Варсонофий постепенно стал отходить от политической деятельности и, в конце концов, ему была внушена мысль послать патриарху Пимену и иерархам РПЦ письмо с извинениями за нанесенные оскорбления.
я2

из-за близорукого отношения привилегированных классов к крестьянам в России стал возможен большевизм

Брешко-Брешковская: "Наши враги думали, что пресекли нашу деятельность. Разве они недостаточно вешали, расстреливали, пороли, чтобы навсегда избавиться от нас? Для перевозки ссыльных не хватало транспорта. Одних учителей было сослано 20 тысяч. В 1906–1909 гг. школьные здания пустовали и лишь по ночам в них тайно проводились собрания революционеров.

К тому времени народ понял, что бесполезно ждать милостей от правительства. Не только события 9 января, но и вся история административной политики ясно показывала, что все власть имущие, от царя до станового, не допустят никакой системы, которая бы давала крестьянам равноправие. Крестьян охватили опасные умонастроения. К 1907 г. более опытные поняли, что революция окончилась неудачей и что начальство попытается лишить их уступок, обещанных правительством в момент первого испуга. Крестьяне снова потеряли надежду получить землю. Они устали; их переполняло горе и уныние, хотя они не потеряли уверенности в революции как в средстве решения своих проблем. Они считали, что потерпели поражение, потому что их движение не было достаточно массовым и в нем участвовало недостаточное число губерний.

Молодежь думала по-другому. Она хотела попробовать еще раз. Она видела результаты трех лет тщательной подготовки. Она видела насилия над матерями и сестрами. Она видела, как драли бороды отцам. Их скот угоняли, сжигали целые деревни, бросали в тюрьмы любимых вождей, ссылали целые семьи. Молодежь видела все это и ожесточилась.

В 1908–1910 гг. Сибирь и северную Россию переполняли ссыльные из низших классов – крестьяне, рабочие, солдаты и матросы. Большинство сосланных крестьян были пожилыми людьми, оторванными от своих семей. Они оказались в крайней нищете, но, несмотря на это, переносили суровые лишения ссылки. Они постоянно говорили о революции и делали предсказания на будущее, высказываясь таким образом: «В следующий раз все будет по-другому. Об этом даже ужасно подумать. У всех молодых людей будут ножи в сапогах. Помещики могут не ждать пощады. Доброта здесь не помогает. Мы в этом убедились. Мы думали, что они не вернутся, но ошиблись. Они вернулись и привезли с собой жандармов и казаков, которые пороли нас. В следующий раз мы таких глупостей не допустим. Наша молодежь сделает так, что им станет жарко».

Рабочие, солдаты и матросы также были уверены, что следующая революция окажется кровавой. Никто не сомневался, что она очень скоро повторится. Они знали, что события остановились на полдороге и будет несложно довести их до завершения. Многие ссыльные пытались бежать, чтобы продолжить организационную работу. Их часто ловили и возвращали на место ссылки, но они, как правило,

Все они были полны решимости победить во время следующей революции, пристально следили за революционными успехами городских рабочих и внимательно читали стенограммы Думы. Они смеялись над правительством, которое думало, что революционеров можно запугать репрессивными мерами. Казалось, что буржуазия не понимает ситуации. Именно в то время Егор Сазонов отравился, чтобы пробудить интерес к судьбе своих товарищей. Его поступок не произвел на правительство абсолютно никакого впечатления.

В каждой губернии насчитывались десятки тысяч ссыльных. В Киренском уезде – этом таежном малонаселенном районе размером с Францию – в 1908–1913 гг., когда я снова оказалась там, насчитывалось несколько тысяч политических ссыльных. Мою избу посещало множество молодых товарищей, и я всегда была в курсе их планов побега. Всем им не терпелось вернуться в Европейскую Россию, и все решительно намеревались при первой возможности возобновить революционную работу. Снова вернувшись в Россию в 1917 г., я встречала многих из них, и они отнюдь не симпатизировали большевикам. Мои хорошие товарищи – матросы, которые были со мной в Киренске, – были крайне опечалены позорным поведением Балтийского флота. Я встретила одного из самых лучших матросов, Кузьму Ермоша, во Владивостоке, по пути в Америку. Я спросила его:

– Как думаешь, Кузьма, долго еще люди будут убивать друг друга?

– Народ лишился покоя, – печально ответил Кузьма. – Он слишком долго страдал. Он бы уже давно остановился, если бы мог. А так в нем накопилось слишком много гнева.

На революционных митингах 1917 г. я видела огромную разницу между теми людьми, которые прошли революционную подготовку в наших организациях в 1904–1906 гг., и новичками, с самого начала оказавшимися под влиянием большевиков. У них не было времени, чтобы сформировать обоснованное мнение, и они были готовы поддерживать безумцев и предателей. В борьбе между двумя течениями победителем оказалась толпа. Обносившаяся, изголодавшаяся, ожесточенная разочарованиями 1905 г., она знала, что смирением, терпением и молитвой ничего не добьешься. Она видела, что крестьяне Харькова и Полтавы пытались поступать по совести и были за это жестоко наказаны. Репрессии, последовавшие за восстаниями 1905 г., довели их до отчаяния. Именно из-за близорукого отношения привилегированных классов к крестьянам в России стал возможен большевизм."
я2

Вор у вора дубинку украл - монах на монаха донос накатал

В октябре 1975 года в Рим по каналу Московской патриархии на учебу в ватиканские учебные заведения сроком на два года выехали агенты КГБ «Владимир» и «Сергей». Начальник 4 отдела 5 Управления КГБ полковник Финцев сообщает на агентов следующие данные:
«Владимир» - Церпицкий Николай Львович, 1947 г.р., уроженец Витебска, белорус, монах, с высшим богословским образованием, кандидат биологических наук. Помощник инспектора Ленинградской духовной академии. Личный секретарь митрополита Никодима, пользуется его расположением. «Владимир» завербован в 1971 году.
«Сергей» - Востряков Геннадий Михайлович, 1945 Г.Р., уроженец Челябинска, монах, с высшим богословским образованием. кандидат богословских наук. Секретарь председателя отдела внешних церковных сношений Московской патриархии. Завербован в 1971 году. Выявляет реакционно настроенных среди церковников и студентов Московской духовной академии. «Сергей» обучался в ватиканском колледже Руссикум. Пароль для связи одинаковый для обоих агентов:
-Вам привет из Москвы от Ивана Константиновича.
В Риме, по сообщению агента «Владимира» «Сергей» посещает какой-то английский колледж. Однако об этом «Сергей» ничего не говорил своему оперативнику. Тогда вспомнили, что «Сергей» еще до поступления в Духовную семинарию проявлял повышенный интерес к передачам радиостанций Голос Америки, Немецкая волна, Свободная Европа и пытался завязать переписку с директорами этих радиостанций.

В сентябре 1978 года «Владимир» в составе делегации Русской православной церкви во главе с митрополитом Никодимом был Ватикане. Делегация была принята папой Иоанном-Павлом Первым. Никодим внезапно умер в Италии.
я2

Интересно, Кураев - "Кирилл" или "Мефодий"

"1988

Для учебы в теологических учебных заведениях Румынии, Югославии, Болгарии, Чехословакии и Польши направлены агенты "Кирилл", "Иванов", "Бендарец", "Руденко", "Сергеев", "Мефодий". Перед ними поставлена задача по доведению до духовенства церквей этих стран информации о гегемонистических устремлениях Константинопольского патриарха в ущерб интересам православных церквей, установление контактов с духовенством и выявление устремлений противника."

Центральный архив КГБ СССР. Ф.6,оп.10, д.Х-175,т.1. (цит. по кн. Георгия Урашадзе)

Кураев:
"наш курс был уникальным. Это набор 1985–1986 годов. Еще за несколько лет до этого принять сразу несколько десятков людей с высшим светским образованием было невозможно: советская власть такого не допустила бы."
"чуть не половину нашего курса и направили на учебу в заграничные церковные институты. Это опять же была переходная эпоха. В западные образовательные центры ехать еще было нельзя. Но с духовными академиями Восточной Европы сотрудничать уже было можно. Так что у ректора Академии, наверно, была надежда, что из нас он воспитает целое поколение новых преподавателей."
"однокурсник, друг и последующее служение, имеющее более чем приходскую значимость, то я бы назвал четыре имени: Ростислав, архиепископ Томский; Юстиниан, епископ Тираспольский; Лонгин, епископ Саратовский; Марк, епископ Егорьевский. А вот профессоров-книжников из нашего кружка получилось неожиданно мало. По научно-педагогической стезе идет, пожалуй, лишь архимандрит Никон (Лысенко)"

Юстиниан, архиепископ Элистинский и Калмыцкий (Овчинников Виктор Иванович)
С 1988 г. обучался в Богословском институте Бухареста (Румыния), который окончил в 1992 г. со степенью магистра богословия. В 1991 г. — референт ОВЦС. С июня 1991 г. по 18 ноября 1992 г. — ключарь тверского Свято-Троицкого кафедрального собора. В 1992 г. возведен в сан игумена. С 18 ноября 1992 г. по 1995 г. — наместник Вознесенского собора г. Твери. 1 сентября 1995 г. в московском Донском монастыре хиротонисан во епископа Дубоссарского, викария Кишиневской епархии.
6 октября 1998 г. назначен епископом новообразованной Тираспольской и Дубоссарской епархии.
25 февраля 2008 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 5) назначен управляющим Патриаршими приходами в США с присвоением титула Наро-Фоминский. С июля 2012 г. по июнь 2013 г. временно управлял Аргентинской епархией.
Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 66) назначен Преосвященным Элистинским и Калмыцким.

Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский (Корчагин Владимир Сергеевич)
В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был принят в Московскую духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Софийскую духовную академию им. св. Климента Охридского, одновременно учился на богословском факультете Софийского государственного университета. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русском храме свт. Николая в Софии. В 1992 г., завершив учебу, вернулся в Троице-Сергиеву лавру, исполнял послушание помощника эконома. 15 декабря 1992 г. назначен настоятелем подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве. В мае 1994 г. возведен в сан игумена. 15 апреля 2000 г. возведен в сан архимандрита. 19 августа 2003 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Саратовского и Вольского. Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 132) назначен главой новообразованной Саратовской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.
я2

Как чекисты переставляли преосвященные шашки

Ф. 6,оп. 7/16, N 22, д. У-175, т. 2.

1984 год. март
л. 277. В целях укрепления агентурных позиций по линии РПЦ: в Харьков продвинут агент "Петров" (КГБ Каз. ССР), в Алма-Ату - "Цветков" (УКГБ МО), в Загорск - "Васильев" (УКГБ Владимирской области).
тт. Романов, Лютиков, Зотов.

Ириней (Иван Середний) –агент «Петров»
— архиерей Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), с 19 октября 1993 года управляет Днепропетровской епархией Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата); 19 июня 2002 года был возведён в сан митрополита Днепропетровского и Павлоградского

16 июля 1982 года владыка Ириней возведён в сан архиепископа и возглавил Алма-Атинскую и Казахстанскую епархию.
С 28 марта 1984 года — архиепископ Харьковский и Богодуховский.


Евсевий (Николай Саввин) - агент "Цветков"
— епископ Русской православной церкви, митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии.

С 1982 года по март 1984 года исполнял обязанности наместника Троице-Сергиевой Лавры. 28 марта 1984 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Алма-Атинским и Казахстанским.

Алексий (Андрей Кутепов) - агент "Васильев"
— епископ Русской православной церкви, митрополит Тульский и Ефремовский, глава Тульской митрополии.

В 1984 г. секретарь архиепископа Владимирского и Суздальского Серапиона (Фадеева) и благочинный храмов Владимирского и Муромского округов. С 27 марта 1984 года — наместник Свято-Троице-Сергиевой Лавры.
я2

Алексей Буевский, «Кузнецов» – один из особо ценных агентов КГБ в РПЦ

Алексей Буевский, «Кузнецов» – один из особо ценных агентов КГБ в РПЦ
Буевский Алексей Сергеевич. Сотрудник отдела с 1946 года, Буевский сначала трудился в должности архивариуса, затем секретаря, ответственного секретаря и консультанта ОВЦС МП. Немало сил было вложено им в деятельность по укреплению всеправославного единства, межхристианского, экуменического и миротворческого служения.
Как сообщает Служба коммуникаций ОВЦС МП, первые десятилетия своего церковного служения А. Буевский проходил под руководством митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича), первого председателя ОВЦС МП, и его преемника митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).
В церковных и светских кругах широко известны деятельное участие Алексея Буевского и сотрудничество с издательством «Православная энциклопедия», с Издательским советом Московского патриархата и средствами массовой информации при подготовке церковных материалов, его ученая вовлеченность в издание научно-богословского и церковно-общественного журнала «Церковь и время».
О нём его однокурсник по МДА Дулуман: "Алексей Буевский работал клерком в Иностранном отделе Московской патриархии. Учился слабо. Но он был клерком и до поступления в МДА, и во время учёбы (без отрыва от служебного стола) и после окончания МДА остался в том же чине. У нас во всех было подозрение, что он, Алёша, направлен в Патриархию органами КГБ. При нём мы не вели между собой откровенных разговоров" (www.ateism.ru/duluman/letter04.htm) (справка из Библиотеки свящ. Якова Кротова).
ВСЦ, продвинут на руководящую должность, 1969 г. 1969.
ХМК, Польша, февр. 1969 1969.02
Раб. Ком. ПХМК. ГДР. Компрометация ген.сека Ондры 1969.10
ХМК, Прага 1973.01
выехал в ЧССР 1977.01
ведущая агентура КГБ влияние против ракет ср.дальн. в Европе 1982.
открытое письмо патр. Пимена Рейгану 1983.04
25-летие ХМК. ЧССР 1983.10
Раб. Ком. ХМК по проблемам разоружения. Москва 1983.10
Вывод агента "Нестеровича" из Женевы в СССР 1984.03
подготовка 6 конгресса ХМК. ВНР. 1985.05
КЦ МД Всц 1986.01
засед. Правления межхрист. Института "Жизнь и мир". Швеция 1986.09

1969 год. август

л. 204.... в Англию агенты: "Святослав", Адамант", "Алтарь", "Магистр", "Рощин", "Зеленогорский" для участия в работе ЦК Всемирного Совета Церквей. Агентуре удалось предотвратить враждебные действия, продвинуть агента "Кузнецова" на руководящую должность в ВСЦ.
«В июле-августе 1969 года в Кембридже и в Кентербери (Великобритания) прошли ежегодные заседания комиссий, отделов и департаментов Всемирного Совета Церквей. В их работе приняли участие следующие представители Русской Православной Церкви: митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины, Филарет и А.С. Буевский – Комиссия Церквей по международным делам, архиепископ Минский и Белорусский Антоний – Отдел всемирной миссии и евангелизации; епископ Волоколамский Питирим – Департамент коммуникаций; епископ Западногерманский Ириней – Отдел межцерковной помощи; протоиерее Владимир Рожков и иеромонах Кирилл (Гундяев) – Отдел экуменической деятельности; проф.-прот. Л.Воронов и проф. В.Д. Сарычев – Комиссия «Вера и церковное устройство».
9-10 августа 1969 года в Кентербери заседал Структурный комитет Всемирного Совета Церквей. В его работе приняли участие член Структурного комитета митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим и член реагирующей группы Центрального Комитета ВСЦ А.С.Буевский.
С 12 по 22 августа 1969 года в Кентербери состоялось очередное заседание Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей. В заседании принимали участие члены Центрального комитета от Русской Православной Церкви митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, митрополит Сурожский Антоний, архиепископ Берлинский и Среднеевропейский Владимир, епископ Тульский и Белевский Ювеналий, проф.-прот. Л. Воронов, проф. В.Д. Сарычев и А.С.Буевский.»
ЖМП.
Филарет (Денисенко) ("Антонов")
А.С.Буевский "Кузнецов"
Антоний (Мельников) "Магистр"
Питирим (Нечаев) ("Аббат")
Ириней (Зуземиль) ("Икар")
прот. Владимир Рожков
Кирилл (Гундяев) ("Михайлов")
прот. Л.Воронов
проф. В.Д.Сарычев ("Москвич")
Никодим (Ротов) "Святослав"
Антоний (Блум)
Владимир (Котляров) "Зеленогорский"?
Ювеналий (Поярков) "Адамант"
В отчете КГБ не упомянуты почему-то агенты Антонов, Аббат, Михайлов, Москвичв. Если исходить из аксиомы, что одному агенту не давали разных кличек, то на роли агентов Алтаря и Рощин остаются прот. В. Рожков и прот. Л. Воронов… Из 12-ти советских участников 12 агентов. Не завербован только митр. Сурожский Антоний (Блум). Но он ведь и не советский, хотя и архиерей РПЦ. И на том спасибо!

P.S. Кстати, мне кажется, КГБ-шники вполне склонны к подобным циничным каламбурам-перевёртышам: 12 Иуд и один "Христосик". Или наоборот - 12 апостолов КГБ и один "иуда эмигрантская". Во всяком случае, у них должно быть профессиональное отношение к евангельскому сюжету о доносе Иуды на Учителя...

Продолжение следует.
Андрей Платонов
я2

Агенты КГБ в РПЦ: Антоний (Анатолий Мельников), Владимир (Котляров), проф. Николай Заболотский

Кажется еще не был в списках агентов
Антоний (Мельников) - агент "Магистр"

август

л. 204.... в Англию агенты: "Святослав", Адамант", "Алтарь", "Магистр", "Рощин", "Земногорский" для участия в работе ЦК Всемирного Совета Церквей. Агентуре удалось предотвратить враждебные действия, продвинуть агента "Кузнецова" на руководящую должность в ВСЦ.

1973 год, январь

В Таиланд и Индию для участия в работе ВСЦ выводились агенты органов КГБ "Магистр" и "Михайлов". Данные агенты оказывали выгодное влияние на работу Совета и представили материалы, представляющие оперативный интерес о положении в ВСЦ и характеризующие данные на отдельных деятелей.

Владимир (Котляров).
Его агентурная кличка - "Воронов". Я обнаружил это, просто сопоставив выписки Якунина и Урушадзе официальной хроникой в ЖМП.

1. Из Центрального архива КГБ СССР

Ф. 5, oп. 14, №529, д. А-63.

1967 год

л. 43. На заседаниях Исполкома и ЦК ВСЦ в сентябре месяце с. г. на острове Крит с осуждением агрессивных действии США во Вьетнаме и Израиля на Ближнем Востоке выступили агенты "Святослав", "Воронов", "Антонов" и др. Делегация РПЦ голосовала против резолюций по Вьетнаму и Ближнему Востоку, предложенных представителями церквей Запада, и потребовала обсуждения положения негров в США.

Проф. Николай Заболотский - агент "Пересвет"

октябрь

лл. 281, 282. В Англию в составе делегации РПЦ на заседания исполкома Конференции европейских церквей выезжали агенты: "Дроздов", "Пересвет". От агентов получены данные на интересующих органы КГБ лиц и деятельность этой организации.

1973 год, май

С контрразведывательными заданиями за рубеж направлялись: в Англию и Швейцарию - агенты "Нестеров" и "Академик", во Францию - "Пересвет", в ФРГ - агент "Москвич", в ПНР - "Зазюля". Агенты приняли участие в работе различных комиссий ВСЦ и Христианской мирной конференции, оказали политически выгодное влияние.
я2

Пророческое. 1990 г.

"Советская власть уже не страшна. Но она вырастила породу людей, готовых на самые страшные злодеяния, с которыми будет иметь дело все человечество. Будет пытаться справиться с ними..." (Александр Зорин после убийства А. Меня)