September 2nd, 2014

я2

«Всю роту положили»- статья Л. Шлосберга, снесенная с сайта "Псковской губернии"

Участники боевых действий на территории Украины описывают масштаб понесенных российскими воинскими подразделениями потерь

В минувшем выпуске «Псковская губерния» опубликовала получившие сильный общественный резонанс в России и мире материалы о гибели российских военнослужащих в боевых действиях на территории Украины [ 1].


Фото: «Псковская Губерния»

Публикации привлекли внимание не только широкого общества, но также членов семей военнослужащих и самих военнослужащих. К автору одного из опубликованных материалов, Льву Шлосбергу, обратились действующие военнослужащие 76-й десантно-штурмовой дивизии с просьбой опубликовать информацию непосредственных участников боевых действий. Обращение состоялось незадолго до нападения на журналиста, произошедшего вечером 29 августа в г. Пскове.


На могиле Александра Осипова в Выбутах 25 августа фотокорреспондент «Псковской губернии» зафиксировал и табличку с именем, и венок «от личного состава» ВДВ. 27 августа фотокорреспондент агентства Рейтер не нашел уже ни ленты с подписью, ни имени на кресте. Фото: «Псковская Губерния»

Издателю «ПГ» поступили записи двух разговоров, состоявшихся после выхода военнослужащих из зоны боевых действий. Оснований сомневаться в подлинности предоставленных материалов нет.

Отдельного внимания заслуживает описание эпизода гибели Леонида Кичаткина, похороненного на кладбище в Выбутах 25 августа.

Разговоры отражают как ход боевых действий, в которых принимают участие воинские подразделения, сформированные на базе подразделений 76-й десантно-штурмовой дивизии, так и масштаб боевых потерь, понесенных этими воинскими подразделениями. «Псковская губерния» публикует оба разговора фрагментарно, с частичным сохранением лексики.

Редакция

«В списке там человек десять нас осталось в живых»

Голос 2: Ну чё, как там? Рассказывай.

Голос 1: Как чё?… Воевали. Был трудный бой, б... Е… , нах... Шли, б..., короче… Ну чё, целая рота шла, б...

Голос 2: Всю роту положили?

Голос 1: Да, да… Шли вот так вот, на букву «П» на поле вышли, подсолнухи п... , е… , головы не видно. Стоит блок-пост посреди поля. Разъебендили его, короче. Пошли… Я через «Тюльпан» смотрю, б... , три танка стоят, зенитка, б... , бмп и «семьдесят двойка». Их разъ… Камаз, б... , с боеприпасами, с этой х… , короче. У нас этот, б...., наводчик угорел нах.., понял? Мы его вытащили оттуда, водой холодной полили, всё, понял?

Голос 2: Кого?


Фото: «Псковская Губерния»

Голос 1: Парнишка, ну, наводчик был. Ну мы короче, б... , откачали, всё, он в себя пришёл. Короленко тут подъезжает, командир первой роты, капитан, б... И этот, б... : «Чё делаете, чё не там, б..?» Я говорю: «Да вон у нас угорел». Ну он начал указания… Тут Лёня Кичаткин… Знаешь Лёню Кичаткина?


Табличка с именем исчезла между 25 и 27 августа и с креста на могиле Леонида Кичаткина. Однако в начале сентября редакции «ПГ» стало известно, что перед крестами появились каменные памятники, где есть и имя, и фото, и даты жизни погибшего. На момент верстки номера эта информация проверена еще не была. Фото: «Псковская Губерния»

Голос 2: Ну конечно, его вчера похоронили… Сегодня похоронили.

Голос 1: Сегодня, жена у него была.

Голос 2: Ты видел, что на страницах пишут? Не видел?

Голос 1: Да, но я сказал своей удалить страницу, чтобы она удалила… И этот самый… И, короче, тут начался обстрел. Тут Лёня, все подошли, он дал указания (капитан). Типа надо было заехать на склады военные, б... , оттуда вели огонь. И, короче, начался обстрел, б... И всё, п... нах... Я не помню просто, меня тоже уе… , б... , обожгло.

Голос 2: Так, подожди, смотри, вот эти вот подразделения, которые прикомандированы были, с 7-й роты, б... , всех в одну роту кинули?

Голос 1: Да… Ну там только первую, вторую, третью укомплектовали. Комплектовались.

Голос 2: А кто комплектовал? Где комплектовал? Списки есть какие-нибудь вообще, кого отправляли?

Голос 1: Да вон, в штабе. В штабе. В 234-м штабе Т… найди, подполковника.

Голос 2: Т… – это же замполит?

Голос 1: Да.

Голос 2: Ты, короче, тебя что потом, перетащили или че сделали, я не понял?

Голос 1: Я встал, я даже не понял, что меня… Я понял, чё-то мне сюда воткнулось, больно стало.

Голос 2: Осколок, что ли?

Голос 1: Да, да, да, сюда попало и еще промежду ног… Я встал и не могу понять, чё происходит.

Голос 2: Здесь тоже на ноге? Зашили?

Голос 1: Да, здесь попал.

Голос 2: Сколько человек погибло то, б?..

Голос 1: Да до…

Голос 2: Ты не знаешь вообще? Ну человек 40, 50, 100, блин?

Голос 1: 80.

Голос 2: Восемьдесят?

Голос 1: Угу… Это вместе с Черёхой…

Голос 2: Это одну роту?

Голос 1: Это вместе с Черёхой, с Промежицами, всё вместе.

Голос 2: Потому что слух шёл, б... , что там 140, нах...

Голос 1: Да? Может быть.

Голос 2: Ну это со Пскова.

Голос 1: Ну не знаю, это вместе с Промежицами, Черёхой, со всеми.

Голос 2: Так подожди, смотри, б... , как теперь вычислить, кто живой, кто мёртвый?

Голос 1: Списки. Ну в списке там человек десять нас осталось в живых. Засея вот я помню, когда мы уезжали оттуда, ехали через поле, я Засея видел. С 7-й он или с 8-й. Они все вместе с боя, они во второй роте были.

Голос 2: Все во второй? А вторую роту не накрыли, ни?..

Голос 1: Я не знаю…

Голос 2: То есть только первую?

Голос 1: Я не знаю. Надо у Т… спрашивать.

Голос 2: Говорят, всех оставшихся собирают и отправляют.

Голос 1: Да, всех туда отправляют…

Голос 2: Всех контрабасов, кто есть, все контрабасы туда.

Голос 1: Завтра отправляют.

Голос 2: Завтра или сегодня… Чё вам сказали, когда вы уезжали? Какого числа это было вообще?

Голос 1: Я знал, куда я еду, я догадывался.

Голос 2: 16-го?

Голос 1: Ну да.

Голос 2: 16-го уезжали, нах?.. Ну там все вместе скопом ехали?

Голос 1: Да.

Голос 2: А всё это произошло когда?

Голос 1: 20-го.

Голос 2: 20-го во сколько?

Голос 1: В 10 часов меня ранило.

Голос 2: Днём?

Голос 1: Угу.

Голос 1: Вообще не надо было телефоны включать, ничего, б...

Голос 2: Там?

Голос 1: Да… Телефоны засекали. Там американская бригада РЭБ.

Голос 2: Колонна шла и её просто начали объ… , да, нах?.. Или нет, вы заняли позицию..?

Голос 1: Я тебе говорю, как было, я тебе рассказываю. Мы шли, б... , искали этих, б... , укров, как их называют. Искали, б… Выходим, нас заметили, *тудух*, и нас втягивали, заманивали в окружение, понимаешь? *Вжжх* Нам то пох... , мы е… *тудух-тудух*, б... , выскочили на дорогу, там поле, е… , подсолнухи, блокпост там. Начали бомбить его *ду-ду-ду*, разбили его. Дальше пошли в это поле. А стрельба идет оттуда, понимаешь, мы туда двигаемся, откуда стрельба.

Голос 2: Короче, на открытой местности?

Голос 1: Да… Оттуда, с той стороны тоже стреляют. Там наша артиллерия работает по Георгиевке. Кого видели, тех и валили, понимаешь? Шёл бой, откуда знаешь… Я вообще… Оттуда, с той стороны стреляют, оттуда стреляют, оттуда стреляют… Ты не знаешь, откуда чё, вообще, откуда стрельба идёт уже. В круговороте не понимаешь, откуда заходили даже.

Голос 2: А ты где вообще в Ростове был, в госпитале или где?

Голос 1: Угу.

Голос 2: Ну а чё по этим людям, которые погибли? Где они сейчас вообще, как они?

Голос 1: Я не знаю…

Голос 2: Там остались? Собирают?

Голос 1: Не знаю… Переправляли… Лёню, видишь, переправили сюда. Может, сюда отправили. У Т… список, где кто кого чё. Кто убит, кто нет, понял?

Голос 2: Понял. Если люди туда… сейчас ещё отправят людей, то это там надолго ещё всё будет. А вот эти, третью роту кем комплектовали уже, б?..

Голос 1: Со всех там этих комплектовали…

Голос 2: Со спецов тоже?

Голос 1: Да… Со второго, третьего батальона. РХБЗ огнемётчиками определяли…

Голос 2: Ну понятно, группировку создавали.

Голос 1: Да да…

Голос 2: А… звонил, А… говорит: «Б... , братан, ничего не знаю, сказать тебе ничего не могу».

Голос 1: Да вообще сейчас запретили чё-то говорить.

Голос 2: Кто сказал, кто запретил?

Голос 1: Запретили вообще говорить про это. Про то, что вообще нельзя говорить про это.

Голос 2: Так, а кто запретил?

Голос 1: Командование…

Голос 2: Н… что ли?

Голос 1: Да, Н… запретил и…

Голос 2: Он сам то там был, б?..

Голос 1: Там с нами ездил замполит Г…

Голос 2: Г... ?

Голос 1: И этот…

Голос 2: Сейчас туда всё ОБМО отправили в полном составе.

Голос 1: Л… , да? Все…

Голос 2: Тыловиков тоже всех, нах...

Голос 2: Чё то не пойму, вот ты говоришь, роту там накрыли, да? Вот это ты говоришь буквой «П», б... , это весь батальон шёл туда или только одна рота?

Голос 1: Одна рота… Черёха шла… Мы в окружение тоже хотели взять их, в кольцо.

Голос 2: Ну не успели, да?

Голос 1: Да… Ну потому что ни связи, ничего нет, а кто враги, х... его знает.

Голос 2: А связи вообще никакой не было? Глушат нах... ?

Голос 1: Ну…

Голос 2: П... , а как без связи?

Голос 1: Вот так вот…

Голос 2: Слышал, орден Суворова дали, да?

Голос 1: Кому?

Голос 2: Дивизии нашей.

Голос 1: Я знаю…

Голос 2: Ну как ты будешь потом? Ты отсюда сам поедешь?

Голос 1: Ну повезут, ну я не знаю… Повезут, наверное. Я тут один ходячий… Тут еще покацано всё…

Голос 2: С миномётов, да, ху… ?

Голос 1: Да походу, ну. Кассетными бомбами…

Голос 2: Там еще их авиация работала?

Голос 1: А?

Голос 2: Авиации не было?

Голос 1: Ну она была… Этих, там, взлетели… Их из ПЗР… Этих, б... , ПТРов в… , нах... , наши. Два вертолёта в… ПТРами.

Голос 2: Как на собаке всё на тебе заживает…

Голос 1: У некоторых вообще, е... , фаланги прямо оторвало.

Голос 2: А К… где, в какой роте?

Голос 1: Там, в нашей, в первой.

Голос 2: А… тоже, худенький, с управления?..

Голос 1: Да я многих видел.

Голос 2: Л… С… , зам был в этом, дивизионе, б...

Голос 1: Да я, может, и знаю, на лицо-то многих знаю, понимаешь… Лёха, там, Серёга, Васька… На лицо то я всех знаю - «Как чё, о, братан, здоров». По имени тоже всех помнить – офигеешь.

Голос 2: Так а это… В дивизию сообщают вообще, кто жив, кто нет?

Голос 1: Да, всё. У Т… Список у него весь.

Голос 2: Понятно…

Голос 1: Вот так вот. Я тебе говорю, сделал буквально два шага от них. Просто кто-то говорит: «Иди посмотри там». Там стреляли, а не подошли бы – просто е… , понимаешь, оттуда наступление шло. Ну посмотреть, думаю, нет ли там, сука. Я чуть только отошёл, поворачиваюсь, и тут *бжжж* - я в траву, нах... В подсолнухи, б... И обстрел, нах... Встаю, б... , все лежат… Все лежали, я встал, б... Пацаны, которые ещё были, давай тут сразу бинтовать, б... К Лёне подбежал, нах.., давай бинтовать. Смотрю, там бесполезно бинтовать, там нога сломана, бёдра разъ… , там п... просто. Я говорю, просто смотрю, у нас осталось два… или три танка. Эти ушли влево куда-то, так и потеряли их, б... Я такой смотрю, пушка заклинила, короче, б... В том танке пушка тоже заклинила. Я такой, короче, пацанам говорю: «Уходите с боя или п… нах.., нас раз…т». Пошёл туда к зводнику…

Голос 2: Уже покоцанный весь?

Голос 1: Да!.. Пошёл, кровь херачит у меня, ноги в крови все. Иду через это поле, б... Выхожу, и там… Ну, загрузили Лёню в танк, ротного загрузили, покоцанных всех. Пошёл до взводника: «Надо уё…», - говорю. До взводника дохожу – их танк залетел на бетон, короче, на плиту, и никак не съехать им, понял? И мы давай возле этого танка оборону держать, короче, ещё, понимаешь? Там эти наступали, б... , х… пока.Collapse )