Андрей Платонов (andrei_platonov) wrote,
Андрей Платонов
andrei_platonov

Categories:

Вопрос об отпевании самоубийц

Интересный вопрос в сообществе Устав: "Хотелось бы узнать с точки зрения канонов границы самоубийства, т. е. что бы можно было точно сказать: данный поступок – самоубийство или нет" http://community.livejournal.com/ustav/173767.html?nc=1
Ответ в теме меня не удовлетворил совершенно: нет четких критериев, суждения автора не обоснованны, не указаны источники и отсылает к церковной практике так, как будто она однозначна - а это не так.
Гораздо более удовлетворительный ответ в дореволюционной Настольной книге священнослужителя прот С. Булгакова, описывающей практику того времени.
Есть там и четкое определение (на стр. 1350, 2-й т.). "Лишаются христианского погребения умышленные самоубийцы (4) (Тим. Алекс., 14; Номок., 178), убитые на разбое (разбойники) (Указ. ст. патр. Адриана, 21 п.) или на поединке (5) (Изл. ц.-гр. пост., 154 стр.; Практ. рук., 299 стр.). 

(4) Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно, а не в припадке умоисступления, Церковь признает столь же тяжким грехом, как и отнятие жизни у другого (убийство). Жизнь для каждого человека есть драгоценнейший дар Божий; следовательно, кто самовольно лишает себя жизни, тот кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий - и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собою понятно, что такое деяние может быть только плодом полного неверия и отчаяния в Божественном Провидении, без воли Которого, по евангельскому слову, "и волос не падет с головы" верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу, как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, "шед удавися". Отсюда понятно, что по нашим церковным и гражданским узаконениям сознательный и вольный самоубийца лишается погребения и поминовения (Номоканон при Бол. Требнике, А. Павлова, 320-321 стр.).
(5) У католиков на Триденстком соборе было постановлено правило, запрещающее погребать убитых на дуэли, или поединке, по церковному обряду. Восточная (Греческая) церковь не имеет в своем каноническом кодексе такого правила, так как для нее не представлялось и поводов к его изданию (у средневековых греков поединки не были в обычае). Но нечто подобное западным дуэлям представляет древнерусское "поле" - судебный поединок между тяжущимися. Случаи убийства "на поле" наша духовная иерархия вполне приравнивала к случаям вольного самоубийства, т.е. отказывала убитым в церковном погребении (Русс. Истор. Библиот., 6 т., 276-278 стр.). - По суждению Высокопреосвящ. Антония, митр. С.-Петербургского (высказанному им в речи при поминовении поэта Пушкина в день его столетней годовщины), "поединок - акт безумный и безусловно антихристианский. Но справедливо ли вину за это возлагать на одного пострадавшего? Это грех не отдельного лица, а грех целого общества, не выросшего еще в полноту жизни христианской" (Ц.Вед. 1899, 22; сн. выше, 1152-1153 стр.). - В действующем русском уголовном кодексе поединки запрещаются (Ул. о нак., 1497-1512 стр.), но в нем ничего не говорится о погребении убитых на поединке (Номоканон при Бол. Требнике, А. Павлова, 323-324 стр.). Изданными же в 1894 г. правилами о поединках военных чинов поединок в некоторых случаях даже дозволяется, как "единственное приличное средство оскорбленной чести офицера" (см. Прик. по воен. ведом. 1894 г., 118 и 119 №); но и в этих правилах ничего не говорится о погребении убитых на состоявшихся, согласно этим правилам, поединках. При отстутствии в действующих  у нас гражданских узаконениях разъяснений относительно погребения убитых на дуэлях, не имеется относительно этого руководительных для священников указаний и в действующих постановлениях нашей высшей церковной власти. В виду этого, если бы от священника, в его пастырской практике, потребовалось разрешение вопроса относительно погребения лица, убитого на дуэли, то он должен в таком случае руководствоваться указаниями своего местного Преосвященного. 

По действующему у нас Своду гражданских законов, лишивший себя жизни с намерением и не в безумии, сумашествии или временном от каких-либо болезненных припадков беспамятстве... лишается христианского погребения (Ул. о нак., 1472 ст., изд. 1885 г.). Относительно погребения скоропостижно умерших от излишнего употребления вина Правительствующим Сенатом, согласно мнения Св. Синода, определено (10 июля 1881 г.), что к лицам, намеренно лишившим себя жизни, не могут быть отнесены погибающие случайно от злоупотребления крепкими напитками (2) (опившиеся) (см. Ц.В. 1881, 41).
...
По исследовании [полиции и, в некоторых случаях, судебно-медицинского эксперта] самоубийство может оказаться бессознательным и нравственно невменяемым или сознательным и нравственно вменяемым... (3)

(3) Могут, конечно, на практике священника встречаться такие случаи самоубийств, относительно которых не имеется определенного разъяснения в существующих законоположениях. В таких  сомнительных случаях священникам следует обращаться к местным Преосвященным, от усмотрения которых и зависит  то или другое решение...

*********************

Как видим, предложенный выше в ссылке ответ не во всем соответствует изложенному: умершие от пьянства не приравниваются к умышленным самоубийцам; так же и к погибшим на дуэли возможно снисхожения по решению архиерея; наконец, не предусмотрено снисхождение к сознательным самоубийцам с целью избежать насилия.

Tags: самоубийство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments