Андрей Платонов ([info]andrei_platonov) wrote,

Программа возрождения евхаристического и соборного сознания в Церкви

В предыдущей теме обсуждались церковные проблемы, вызванные утратой евхаристической экклезиологии. Исходя из изложенного можно наметить очевидные пути возрождения евхаристического и соборного сознания.

1. Открытие епископских кафедр в каждом городе (уезде-районе).
2. Избрание епископов епархией.
3. Избрание настоятелей и священников приходами.
4. Введение белого (женатого) епископата, в связи с необходимостью большого числа опытных пастырей для занятий епископских кафедр и с тем, что в маленькой епархии главной функцией епископа являются пастырские, а не управленческие.

Только после успешного завершения этих преобразований можно рассмотреть вопрос о возможности превращения всех приходов в епископаты.

Tags: евхаристическая экклезиология, епархия, епископ, приход, церковное возрождение, церковь, экклезиология

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

  • 15 comments

[info]ludenhoff

March 20 2008, 15:43:53 UTC 4 years ago

Первый пункт должен подразумевать введение митрополичьих округов, чего в РПЦ нет (хотя вопрос об этом ставился).

Последний пункт - практически нереально, да и непонятно, нужно ли. Произвол архиереев и так общеизвестен, а если у епископа будет болеть голова о собственных чадах, да еще и "владычица" будет на мозги капать - тут уж простым попам мало не покажется.

Но 1-3 пункты поддерживаю всецело.

[info]andrei_platonov

March 20 2008, 16:22:49 UTC 4 years ago

если у епископа будет болеть голова о собственных чадах**

Как помните, ап. Павел был противоположного мнения: хорошая забота о своих чадах свидетельствует о способности человека быть пастырем для всех. И, действительно, в наст. вр. реально пастырем словесного стада является часто многодетный священник.
Что касается произвола и влияния окружения, то, во-первых, оно есть и у нынешних, так сказать, монахов(даже митр. Филарет Московск. этого не избежал), во-вторых, возможности произвола будут предельно ограничены предыдущими пунктами: поп защищен тем, что избирается приходом.

[info]ludenhoff

March 20 2008, 16:31:31 UTC 4 years ago

Ну дай Бог, чтоб так всё и было.

[info]excurs

March 20 2008, 16:29:01 UTC 4 years ago

Пп. 1-3 я тоже поддерживаю.
4. против: запрещено каноном VI Вселенского собора.

*можно рассмотреть вопрос о возможности превращения всех приходов в епископаты.*

Воплощение в жизнь п.1 сняло бы остроту данной проблемы (особенно, если это были бы самостоятельные епархии, а не викариатства).

[info]andrei_platonov

March 20 2008, 17:11:45 UTC 4 years ago

Безусловно речь о самостоятельных епископатах. Викарии вообще неканоничны.

**4. против: запрещено каноном VI Вселенского собора.**

Не принципиально. Каноны не догматы. Афанасьев подробно писал об этом каноне - НЕИЗМЕННОЕ И ВРЕМЕННОЕ В ЦЕРКОВНЫХ КАНОНАХ http://www.golubinski.ru/ecclesia/kanoni2.htm

[info]excurs

March 20 2008, 22:18:23 UTC 4 years ago

Я читал Афанасьева, но полагаю, что канон Вселенского собора может быть отменён (или изменён) только другим Вселенским собором.
И вообще реформы в Церкви должны проводиться постепенно и осторожно: это сфера более чем деликатная. В противном случае это (особенно отход от традиции монашествующего епископата) грозит непониманием со стороны большинства православных и расколом.
Поэтому я и считаю, что пункты 1-3 могут быть введены спокойно и народ их примет, а пункт 4 - нет. Мне также кажется, что нет необходимости в такой радикальной цели как "каждый приход - епископство". Если в каждом районном городе будет свой епископ (на 5-10 районных приходов), это уже будет замечательно и поставит владык гораздо ближе к церковному народу, особенно при выборности владык этим самым народом.

[info]andrei_platonov

March 21 2008, 07:46:28 UTC 4 years ago

Я читал Афанасьева, но полагаю, что канон Вселенского собора может быть отменён (или изменён) только другим Вселенским собором.**

Была такая точка у русских богословов до революции. Но слишком юридизмом отдает. Канон не догмат. Вселенского собора и на горизонте не видно, а церковь живет Духом, а не по правилам полутаратысячелетней давности. Называется это икономия и широчайшим образом используется. Спросить канонистов сколько канонов не исполняется.

**отход от традиции монашествующего епископата) грозит непониманием со стороны большинства православных **

Сильно сомневаюсь. Для народа семейное положение архиерея совершенно неощутимо, наоборот привычно общение с семьей настоятеля и священников на приходе. Монах-настоятель воспринимается, думаю, куда труднее. Кстати, это неканонично.

**нет необходимости в такой радикальной цели как "каждый приход - епископство".**

Возможно. Я и говорю, что это вопрос. Но все-таки, думаю, что это положение будет ближе к евхаристической экклезиологии. Члены церкви должны соединяться в Евхаристии, в Теле Христовом, а не в епископе.


[info]klangtao

March 20 2008, 17:32:33 UTC 4 years ago

**запрещено каноном VI Вселенского собора.**

"Сие же глаголем не ко отложению, или превращению Апостольскаго законоположения [о том, что епископ должен быть "одной жены муж", 1Тим.3:2], но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание".
То бишь действие этого канона регулируется сформулированными в нём целями и безусловно постольку, поскольку они выполняются (это я не к тому, что можно им самочинно пренебречь - особеннно в таких условиях, как это сделали обновленцы и "липковцы", - но "священной коровой" он даже по собственной формулировке не является).

[info]andrei_platonov

March 20 2008, 18:29:48 UTC 4 years ago

просто п. 1 не реален без п.4. Маленький город с одним приходом - это практически готовая местная церковь. Остается ввести там епископскую кафедру и сделать настоятеля епископом. Другие варианты невозможны.

[info]excurs

March 20 2008, 22:25:27 UTC 4 years ago

*Маленький город с одним приходом*

Вокруг маленького города есть несколько сельских приходов. Да и в самих районных городах не обязательно только один храм: могут быть и два, и три. Туда тоже ставить настоятелями епископов?

А священство мы вообще ликвидируем как класс? :)

[info]andrei_platonov

March 21 2008, 07:27:30 UTC 4 years ago

есть несколько сельских приходов**

Да, есть сельские приходы. И что?

**в самих районных городах не обязательно только один храм: могут быть и два, и три.**

в данном случае речь о другом. Но и тут было бы искусственнным сгонять настоятеля центрального храма и притаскивать архимандрита отинуду.

**А священство мы вообще ликвидируем как класс? **

Это Вы придумали. Пресвитериум при епископе всегда был. Но был бы хорошо, чтобы и священников избирал приход, а не только настоятель.

[info]detpixto

March 21 2008, 08:30:59 UTC 4 years ago

ага : приехал миссионер дикарям проповедывать , а они ему мы сваво шамана выберем- он шибко сильный , однака...

[info]anglus

March 20 2008, 18:24:05 UTC 4 years ago

неплохая "программа-минимум" :) преобразование жреческой касты в Церковь...

правда, из области ненаучной фантастики.

но... поддерживаю.

[info]andrei_platonov

March 20 2008, 18:40:40 UTC 4 years ago

из области ненаучной фантастики**

Если большинство пастырей поймет, что это отвечает Преданию и нуждам Церкви, то это перейдет в область реальности.

[info]segop

March 20 2008, 20:41:11 UTC 4 years ago

Во время работы Высочайше учрежденного предсоборного присутсвия таких проектов опубликовано было не один и не два. Особенно запомнилась одна статья с подробнейшим расчётом затрат на учреждение и содержание епископской кафедры в каждм уездном городе дореволюционной России. Автор доказывал лекгость осуществления такого проекта во всяком случае - с финансовой точки зрения.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…